Телефон в Екатеринбурге

+7 (343) 206-67-76
+7 953 82 27 999 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анурадхапура

Город Анурадхапура расположен в 208 км. к северу от Коломбо. Точная дата основания города неизвестна. Археологические раскопки на Шри-Ланке потверждают, что первые поселения человека в районе Анурадхапуры относятся к v веку до нашей эры. Согласно индоарийской астрологической традиции, город был назван в честь звезды в созвездии скорпиона - Анурадха. Двое других, кто приняли участие в строительстве и развитии города: генерал принца Виджая (основоположника сингальской расы) и племянник Виджая. В 380 г. до нашей эры король Пандукабьхая утвердил Анурадхапуру, столицей первого сингальского государства. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города. В период своего рассвета, город занимал площадь 52 кв. км., а население составляло несколько десятков тысяч человек. В хорошо спланированном городе 2-х этажные дома были обычным явлением. Были построены водопровод (1 в. н.э.), дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больници и кладбище. Анурадхапура, город монастырей и ступ, оставалась столицей в течении 1400 лет. История Анурадхапуры это история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад в развитие города и государства. Но постоянные интервенции государств южной Индии привели к тому, что город был разрушен и сожжен в 993 г, а столица перенесена в Полоннаруву. И хотя последующие правители восстановили многие великие монументы Анурадхапуры, город не смог вернуть свое былое величие и , прийдя в упадок, зарос джунглями. Английский охотник обнаружил руины города в 1820 году, но только в 1912 году начались первые серьезные археологические раскопки.
Анурадхапура это не только древняя столица Шри-Ланки, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на территории города восемь: дерево-Бо и семь дагоб (см. Святые места). Руины нескольких монастырских комплексов обнаржены в древнем городе. Два из них Джетавана и Абхаягирия - включены в план реставрации фонда Культурного Треугольника. Монастырь Абхаягирия расположен в северной части древнего города и занимает площадь около 235 гектаров. Их хроник Махавамса, известно, что монастырь был построен в I веке до нашей эры королем Валагамбаху (Vattagamini Abhaya) в период его второго правления (89 - 77 гг.). Валагамба I стал королем в 103 году до нашей эры, но был низложен через 5 месяцев интервентами из Индии. Вторично он взашел на престол в 89 году и правил в течение 12 лет. Монастырь был построен для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара (Анурадхапура), создавших новое течение буддизма Махаяна (более либеральное напрвление буддизма, не отрицающее богов). Вскоре известность учения и монастыря распространилсь далеко за пределы Ланки, включаю Индию, Китай и Индонезию, привлекая ученых со всего всего мира. К сожалению, монастырские записи не сохранились, а хроники Махавамса, писавшиеся в монастыре Махавхара, не уделили большего внимания конкурирующей секте, поэтому история северного монастыря большей частью неизвестна. Одной из целей пректа фонда Культурного Треугольника и является заполнением пробелов в истории Шри-Ланки.
Фа-Хсиен, китайский странствующий буддийский монах, живший в монастыре в V век нашей эры, утверждал, что население монастыря в то время составляло 5000 человел. Главная достопримечательность комплекса Абхаягири дагоба была построена королем Гаджабаху (114 - 136 гг.) и считалась вторй повеличине ступой (115 м) в мире, лишь немногим уступала ступе Джетаванарама (120 м). Ступа построена над отпечатком ступни Будды и является одним из 8 святых мест Анурадхапуры. Сейчас размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но не менее важные ступы. Ланкарама одна из них, была построена королем Валагамбуху и какое-то время служило ему убежищем во время аккупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ансамблей, найденный на Шри-Ланке, Саннипатасала расположен напротив южного входа главной ступы. Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет четыре входа. Восстановленно несколько монашеских келий монастыря, сгруппированных по 5 штук (Панкаваса). Комната в ценре и 4 комнаты по углам отгорожены стеной. Цетральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалось в качестве классной комнаты. В угловых комнатах жили монахи ученики, по 3 монаха в комнате. Таким образом каждый комплекс был занят 24 учениками и одним учителем. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки, которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, а так же туалетами с уникальной дренажной системой. В трапезной монастыря обнаружен каменный котел, вмещающий, как показали измерительные испытания, 5000 плошек риса. Вероятно, в нем хранили рис. Это потверждает заявление Фа-Хсиена,что 5000 монахов проживало в монастыре.
Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, размером равный шести современным олимпийским бассейнам и снабжавший водой большую часть комплекса. Другое уникальное с артистической и технической точек зрения сооружение монастыря - Бассейны Близнецы, восстановленные раньше. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один бассейн на 12 м больше другого. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды: вода проходит через ряд небольших углублений, в которых грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в бассейны. Джетаванарама (Jetavanarama) монастырский комплекс был основан королем Махасеной (276-303 гг.) и во многом схож с монастырем Абхаягири, но меньше размером. В период рассвета на территории монастыря, занимавшего площадь 48 гектаров, проживало около 3000 монахов. Жилые помещения также построены в стиле Панкаваса ( по 5 комнат на этаже). На ценральной платформе комплекса возвышается гигантских размеров Джетавана ступа (120 м), самое высокое кирпичное сооружение когда-либо построенное человеком. В эпоху распада Римской империи (IV в. н. э.)ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичная кладка структуры уходит на 12 метровую глубину, так что вес монумента фактически приходится на коренные породы. Другая уникальность ступы заключена в том, что она представляет собой идеальный круг. Все ступы, включая построенные наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды, буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события. Место, где стоит дагоба, было известно в древности как Сады Нанданы. Здесь в течении семи дней Арахат Махинда читал проповедь для 7000 человек. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана, "место, где засияли лучи освобождения". Хроники ничего не сообщают о реликвии,замурованной в ступе. Только из литературных работ XIII века стало известно, что фрагмет кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким обрразом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно. Самая большая часовня находится западнее ступы. Это было впечатляющих размеров здание с массивными стенами, судя по сохранившемуся дверному проему 8 м в высоту. Среди других значительных сооружений зал покаяний, колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда - интереснейший экземпляр буддийской архитектуры. Три перекладины ограды символизируют "три драгоценности" буддизма: Будду, его доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся к IX-X векам. Большое количество предметов, представляющих огромный исторический интерес, выставлено в музее Анурадхапуры.

Михинтале

Михинтале (Mihintale) расположен в 11 км. к востоку от первой древней столицы Шри-Ланки - Анурадхапуры. Именно в этом местечке появились первые на острове буддийские монахи, и именно здесь сингалы впервые услышали слово Будды. Михинтале или "гора Махинды", названная так в честь первого буддийского миссионера, представившего Буддизм на Шри-Ланке, включает в себя 4 горы. Королем Деванампиятиссой (247 г до н.э.) здесь был построен первый буддийский монастырь для Махинды и его сподвижников. Будь это верующий или турист, он непременно должен подняться по 1840 ступенькам, чтобы увидеть множество сооружений, входивших в состав большого монастырского комплекса. На небольшой площадке, окруженной тремя горами, находится одна из древнейших ступ, в которой находятся останки одного из первых буддистских монахов - Махинды. На горе слева - статуя Будды, впереди - скала, на которую, по преданию, левитировал один из основателей буддизма - посланник индийского короля Ашоки. На горе справа - ступа с действующим храмом.

Полоннарува

Город Полоннарува расположен в 214 км. к северо-востоку от Коломбо. Средневековая столица (1070-1293гг.) и сегодня один из важнейших центров культурного наследия страны, находится в центре засушливой зоны Шри-Ланки. Год основания города не известен. Вероятно, что первые жители появились здесь во II веке до нашей эры, потверждением чему являются надписи на стенах пещер в окрестностях Полоннарувы, датируемые тем же периодом. Город по праву можно назвать городом Паракрамабаху, где памятники архитектуры и скульптуры никого не оставят равнодушным. В конце XIII века (1293 г) столица была перенесена в Курунегала, а Полоннарува заросла джунглями.В XIX веке английские охотники обнаружили город, а в начале XX века начались археологические раскопки.

МОРЕ ПАРАКРАМАБАХУ
На берегу которого построен город, включает в себя 3 небольших озера, площадью более 15 кв. км. На строительство дамбы длиной 13,6 км потребовалось 4,5 млн. кубических метров земли. Ученые подсчитали, что 1000 земплекопов, работая 24 часа в сутки, могли построить резервуар за 12 лет. Когда строительство было завершено, 11 каналов отводили воду в разных направлениях, снабжая город водой и орошая окрестные поля и плантации. В центре водоема на маленьком острове руины ступы.
ЮЖНЫЙ МОНАСТАСТЫРЬ
Древнее название места неизвестно, уникальное место. Акустика здания на центральной платформе, окруженного 4 ступами, великолепна, несмотря на обвалившуюся крышу. Историки считают, что здесь Паракрамабуху слушал священные тексты. Великолепная скульптура 3,6 м в высоту находится в 100 м севернее монастыря и представляет собой образец высокого мастерства древней Полоннарувы. Принято считать, что статуя изображает короля Паракрамабаху Великого, который держит в руках символ королевской власти ярмо. По другой версии это статуя "Мудреца", в руках которого пальмовый манускрипт "Ола".

САД ПАРАКРАМАБАХУ
Располагается на берегу озера и, согласно хроникам, был разбит на павильоны для игр, занятий науками, зеркальный, павлиний, ковровый... Бассейны, круглый и квадратный, снабжавшиеся водой из танка, обеспечивали прохладу круглый год. Поздее король Ниссанкамалла построил здесь свой дворец, здание совета министров и мавзолей (здание без окон севернее бассейнов, со следами пластыря и краски). Стены, передняя с сидением и лестницей, туалетная яма, все что осталось от королевского дворца Ниссанкамаллы, построенного за 7 месяцев, не производят впечатления.
ЗДАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ НИССАНКАМАЛЛЫ
Одно из самых интересных зданий Полоннарувы, так как надписи на колоннах сообщают о системе правления государства. Члены королевского совета распологались в следующем порядке: трон льва - король; по левую руку - правители регионов, правители районов, представители купцов; по правую руку - наследник престола (малый трон), принцы, главнокомандующий всех войск, премьер министр, министр финансов, архивариус.

Полоннарува являлась местом стратегического значения и Цитадель представляла собой внутренний форт и последнюю линию защиты города. Мощные стены крепости достигали 11 метровой высоты; с внутренней стороны, где прохаживались часовые, уровень стен был ниже. На территории крепости распологался королевский дворец, здание совета министров, административные здания и подсобные помещения. Большое количество зданий вокруг дворца не сохранилось так как строения были деревынными. Трехэтажные руины большого здания по правую руку - все, что осталось от семиэтажного Королевского дворца Паракрамабаху с 1000 комнат. Большую часть нижнего этажа занимает зал для аудиенций (31 х 13 м). С левой стороны сохранилась часть лестницы, а с равой туалет. Дворец был спроектирован таким образом, что большие колонны поддерживали перекрытия. Кирпичная кладка, окружавшая колонны, была покрыта пластырем и росписью. Границы дворца, на территории которого находились более мелкие сооружения для двух королев, чиновников, охраны и слуг, обозначены остатками сторожевой башни на юго-западе в ууглу крепости. И если учитывать все мелкие дворцовые здания и сам 7 этажный дворец, то тысяча комнат, по сообщению хроник, не являются преувеличением. "Сотни колонн раскрашены в разные цвета, альковы украшены вьющимися растениями и цветами, золотые светильники испускают аромат цветов и благовоний, великолепные королевские апартаменты украшены нитками жемчуга белого, как лучи лунного света, множество маленьких золотых колокольчиков издают звуки музыкальных инструментов..." - так хроники описывают королевские покои. Зал Совета Министров построен на мощной платформе, украшенной барельефами слонов, львов и карликов. С обеих сторон двухярусных ступенек, украшенных "лунным камнем" , изображения драконов и львов - знак протекции и поддержки короля сингалов, "детей льва". Паракрамабаху Великий восседал на троне, окруженном советниками, и утверждал законы государства. Южнее здания расположена туалетная яма с глинянными канализационными трубами. Каменные ступеньки на западной стене форта ведут к Королевскому Бассейну, окруженному цветущим садом. Вода, поступавшая оп подземным трубам из водохранилища, ароматизировалась жасмином. Около бассейна небольшой павильон для переодевания и отдыха. Между бассейном и каналам - туалет. Другой особенностью сада являлся душ, вода в который подавалась по трубам специального аппарата.

ДРЕВНИЙ ГОРОД
Через северные ворота Цитадели Вы попадаете на территорию большого древнего города Полоннарувы, окруженного 6-ти километровой стеной.Согласно хроникам, город включал в себя несколько тысяч домов с сотнями улиц. 2-3-х этажные дома купцов и аристакротов строились из кирпича, а средний класс и беднота жины в домах из глины и дерева. Строительство зданий из камня считалось привелегией короля и духовенства. Король Паракрамабаху был искусным врачевателем и построил в горде больницу на несколько сотен больных.
Первый документ, слева от дороги, ведущий из крепости в город, храм Шивы (XIII век). Большое количесво бронзовых статуэток бога Шивы и его супруги Парвати, выставленных на экспозицию в музее Коломбо, было найдено в этом храме при археологических раскопках. Храм построен из из каменых блоков и первоначально имел кирпичный купол. Севернее храма в центре города расположена Терасса Зуба Будды. Судя по лестнице, ведущей на терассу, ворота входа были двухэтажными. У подножия лестницы небольшая ванночка с водой для омовения ног верующих. Слева у входа круглое здание Ватадаге спроектировано таким образом, чтобы сохранить ступу, заключающую святую реликвию Будды. Коническая крыша сооружения поддерживалась мощными колоннами, установленными по кругу. В ход в здание начинается с "лунного камня",выражающего сущность буддизма, "охранного камня", препятствующего проникновению дьявола в святилище.Ангел-хранитель на "охранном камне" держут в руках чашу изобилия и ветвь процветания. Копюшоны семиглавой кобры над его головой и карлики у ног (хранители сокровищ) символизируют протекцию. Изображения мифического дракона, поддерживаемого карликами также являются знаком протекции. В центре зала 4 статуи Будды обращены спинами к священному холму из кирпича и смотрят на север, восток, юг и запад.

Одно из самых хорошо сохранившихся зданий Полоннарувы XII века это Тупарама, часовня, где совершались ритуалы подношения Будде. В главном зале на пьедестале груда кирпича - все это осталось от главной статуи Будды в позе медитации. Другие статуи Будды старшего самого здания и пренадлежат более раннему периоду (различна манера исполнеия складок робы Будды и строительный материал). Снаружи здание, покрытое слоем штукатурки со следами краски и украшенное изображениями людей, богов и животных, дает нам представление об архитектурном стиле Полоннарувы. Храм дерева-Бо обозначен руинами. На территории каждого буддийского и монастыря растет дерево-Бо, один из самых святых объектов поклонения миллионов буддистов. На дерево верующие вешают разноцветные кусочки ткани давая обет или в знак благодарности за исполненные желания. Предназначение следующего сооружения неизвестно, хотя надписи сообщают о том, что король слушал здесь чтение религиозных текстов. Отсюда и название Читальный Зал Ниссанкамаллы. В центре зала небольшая ступа с изображением верующих окружена необычными колоннами в виде стеблей лотоса в стиле рококо.
От Храма лежащего Будды на северо-восточной стороне террасы сохранились следы кирпичной кладки постамента, где находилась статуя Будды, изображенного в момент входа в нирвану.
Статуя Бодхисаттвы в центре терассы представляет собой человека на последней стадии совершенства перед прозрением. Настоящий Гаутама Будда был Бодхисаттвой на протяжении 500 жизней. Истории земных жизней Будды, сказки Джатака, прекрасное собрание парабол и притч, нашли отражение в работах древних арабских и иранских поэтов и в баснях Эзопа. Статуя Бодхисатвы расположена прямо напротив центарльного образа Будды Храма Зуба Будды короля Виджаябаху I в XI веке после освобождения страны от тамильских завоевателей и основания столицы в полоннаруве. Священный Зуб и другие реликвии хранились на втором этаже, а первый этаж представлял собой часовню. С левой стороны здания установленакаменная плита, надписи которой на тамильском языке сообщают о том, что в обязанности телохранителей короля входила охрана святых реликвий. Телохранителями были в осном вольнонаемные индийские солдаты. Из надписей мы узнаем о бунте индийского полка во время правления короля Виджаябаху, не смотря на который святые реликвии находились в безопасности.
Второй храм Зуба Будды - Хатадаге относится к XII веку. Несмотря на утверждения короля Ниссанкамалы, что он является хранителем храма, историки все же считают строителем короля Паракрамабаху I. План первого этажа идентичен плану предыдущего храма Ватадаге. Стены выложены из нестандартных плит, точно подогнанных одна к другой. Портик входа украшен прекрасными изображениями танцоров и музыкантов, а надписи на стенах храма сообщают о деяниях короля Ниссанкамаллы. На Каменной Книге, 8 метровой гранитной плите, привезенной из Михинтале, увековечены деяния короля Ниссанкамаллы и состояние международных отношений государства. Имя строителя и название следующего Семиэтажного здания неизвестно. Техника кладки относится к XII веку.Простой ступенчатый дизайн - очень древняя форма архитектуры Египта (ступенчатые пирамиды) и Месопотамии (пирамидальные башни). Точно такое же здание найдено в Тайланде. Так как здание не полое, считается что пагода представляет собой одну из вариаций ступы.
Покидая Террасу Зуба Будды и свернув направо на перекрестке, Вы проходите Пабалу Вехеру. Считают, что ступа была построена одной из королев Паракрамабаху Рупавати. Ступа окружена часовнями с цветочными алтарями. в конце дороги расположен еще один индуистский храм, датируемый X веком и посвященный богу Шиве. Храм южно-индийской архитектуры является одним из самых ранних зданий Полоннарувы. Главная дорога выводит через северные ворота города за городскую черту, откуда начинается территория монастыря Алахана Пиривена, включенного в план реставрации и консервации Фонда Культурного треугольника. Монастырь построен на месте бывшего кладбища королем Паракрамабаху Великим и включел в себя около 500 зданий, расположенных на двух терассах, площадью в 80 гектаров. первый монумент монастыря Ранкот Вехера - самая высокая ступа Полоннарувы (55м). Маленькая тропинка слева от ступы ведет к каменному бассейну Покуна для монахов. Монахи мылись сидя на ступеньках, погрузив ноги в воду. На самой высокой платформе комплекса находится Зал для молитв, где провозглашались нормы поведения членов Ордена монахов и отмечались торжественные события. В дни полнолуния монахи рассаживались на полу во главе с настоятелем, восседавшим на троне в центре зала, и повторяли строгие законы Ордена. Не убей, не лги, не укради, не прелюбодействуй, не пей - пять главных заповедей буддизма. Монахи не должны иметь денег, посещать театр другие увеселительные заведения, есть после полудня, спать на удобных кроватях, не должны иметь частной собственности, кроме трех роб, полотенца, иголки, ниток, лезвия и чаши для подаяний... После чтения каждого правила члены Ордена должны были сознаться, если правило было нарушено, и публично получили дисциплинарное наказание. Буддийские монахи существуют исключительно на пожертвования верующих, поэтому чистота Ордена должна неукоснительно соблюдаться, иначе они теряют уважение и поддержку людей.
На самой высокой точке террасы здание, окруженное элегантными колоннами, обозначающими границы святого места. Хроники утверждают, что 12 этажное сооружение было украшено маленькими башенками с фигурами богов в нишах и треугольными окнами, типичными для архитектуры Полоннарувы. На верхних этажах, по всей вероятности, распологались монашеские кельи. С восточной стороны собора, на второй терассе сверху,естественная пещера Мадалая с маленькой статуей Будды, одно из самых ранних поселений Полоннарувы. Надписи над выступом пещеры относятся ко II веку до нашей эры. Пещера, возможно, названа по имени донора.
Среди главных зданий комплекса Полоннарувы с колосальной 13 м статуей Будды (без головы). 5 этажное здание с необычайно разнообразной кирпичной кладкой украшено орнаментами и фигурками богов. Длина здания 52 м, ширина 18 м и высота 17,5 м. Храм был построен Паракрамабаху на месте уже имевшегося храма. К северу от храма ступа Кири Вехера по традиции ассоциируется одной из жен Паракрамабаху королевой Субхаддой. Ступа с маленькой часовней у основания сохранились в своем первозданном виде.
На территории больницы монастыря были найдены древние хирургические инструменты такие как зонд, пинцет, ножницы, скальпели и так далее. Современные врачи, осматривая находки, были очень удивлены, обнаружив огромное сходство древних инструметов с современными.
Севернее монастыря находится Каменный Храм, самый знаменитый храм на Шри-Ланке. Четыре статуи Будды в различных позах высечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальные размеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третья статуя, изображающая 7 м. Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди. Эта поза широко распространена в Индии. Считают, сто целью скульптора древности явилось желание умолить божественную натуру Будды, подчеркнув его человечность.
Сигирия

В пятом веке нашей эры Касапа (477-495гг.), старший сын короля Датусены (459-477 гг.), должен был унаследовать престол, но отец решил в пользу младшего сына Могаллана (мать Касапы была наложницей). Касапа воспылал ненавистью к отцу и заключил его в темницу, а в 477 г участвовал в его умерщвлении. Могаллана ужаснулся от страшных деяний старшего брата и скрылся в Южной Индии. Опасаясь мести Касапа решил построить столицу в труднодоступном месте. И он выбрал скалу Сигирия, 370 м в высоту. Король и его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами с фонтами и бассейнами. Соорудили самые изумительные лестницы в мире: ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров льва. Лев - эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены. На вершине скалы был построен дворец - цитадатель. Цитадатель начинается с "платформы льва", от которого остались только лапы. Ступеньки ведут на террасу размером 1,7 га, где когда-то находился дворец. По описанию путешественников фронтон дворца, выстроенного из мрамора и окруженного садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Невозможно не удивляться тому, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены с узкими платформами для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове в случае чьего-либо вторжения. Один из них до сих пор держится, готовый вот-вот упасть.

Путешественики также описывают галерею с фресками и "зеркальную стену", отполированную с помощью минерала. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, сохранили свои яркие цвета. Никто не знает кто они, возможно просто плод воображения художника. На них были богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, в руках цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок сохранились только 18. Царапины на "зеркальной стене", следующей за галереей, это простые поэмы, посвящению красоте этих женщин.

Западный и южный склоны разделены на террасы, где раполагались помещения для слуг и охраны. На западном склоне два пролета ступенек ведут на скалу. Одна лестница проходит рядом с пещерой, посвященной богине Афродите, фигурка которой была обнаружена здесь в XII веке во время правления короля Паракрамабаху. Обращает на себя внимание огромный расчлененный валун, на одной половинке которого выдолблена цистерна для воды. На другой, упавшей половине, трон и квадратная площадка, где, возможно, проходили заседания члена совета министров. По другой версии здесь устраивались театральные представления. В пещере ниже валуна, носящей название "капюшон кобры", следы древней живописи на потолке - биография Касапы. Среди валунов вокруг скалы обнаружено несколько мест религиозного характера. Пещерный храм содержит недатированный торс статуи будды, на котором монахи занимались медитаций. Preaching Rock, огромный валун, с которого произносились проповеди, имеет огромное количество миниатюрных ниш, где в дни полудня зажигались маслянные лампадки...
За 18 лет правления с вершины скалы Касапа возомнил себя хозяином вселенной. Уверенный в своей силе, он послал весть брату, вернувшемуся из Индии с войском, что хочет сразиться с ним на равнине. Но решение было принято неудачно. В разгар битвы слон Касапы двинулся к ближайшему пруду напиться воды. Армия решила, что король спасается бегством и начала отступать. Оставшись один, Касапа перерезал себе горло. Могаллана разрушил цитадель, уничтожив следы бывшего хозяина, и, взяв власть в свои руки, восстановил столицу в Анурахапуре.

Руины Сигирии были обнаружены в середине XIX века английским охотником. Сейчас идут реставрационные работы. На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март - единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны. Так что из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчитка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и" зеркальной стены", подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок.
Теория дворца также не выдерживает критики. При раскопках на вершине скалы обнаружена прямоугольная платформа размером 13 х 7 м, которая безоговорочно была признана дворцом Касапы. Но если это дворец, то почему нет следов присутствия комнат, туалета, колонн, углублений для колонн? Не обнаружено так же остатков черепичной кровли, зато найден сосуд, в котором хранились реликвии. Каким образом крытая черепицей крыша, могла выдержать напор мусорных ветров и дождей? Высеченный из камня гигантский трон южнее платформы и на более низком уровне - единственное строение на вершине, которое имеет признаки когда-то существовавшей крыши (или навеса), защищенной вертикально поднимающейся каменной стеной. В 1833 г на вершине была обнаружена ступа, существовавшая еще в начале нашего столетия; сейчас это место обозначено колышками. Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности?
Правящие монархи являлись покровителями веры. Орден монахов пользовался большими привелегиями в виде королевских дотаций, престижа и протекции. Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб - Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.
Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших - ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни.
Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна - богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме.

Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на "зеркальной стене", оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri - скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri - Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на "платформу льва" и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия - это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с "платформы льва", были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M - Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада.
Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Было легче вести праведный образ жизни в окружении прекрасного пейзажа и благоприятного климата. Мощные валы со рвами отводили избыток дождевой воды за территорию монастыря, который иначе бы подвергся наводнению. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку. Резервуары с водой для ритульных омовений и декоративных целей явление не исключительное в буддийских храмах и монастырях.

Дамбулла

Пещерный храм Дамбулла был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14 летней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют брахминские надписи над вхом в пещеры. Храм, построенный в 150 м. скале, состоит из 5 пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках.

Девараджалена. В небольшой пещере 14 м. скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I веку до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.

Махараджалена. Вторая пещера, самая большая и впечатляющая, датируется I веком до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде. Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.

Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и 40 в медитации сдланы из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...

По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.

Маха Алут Вихарая. Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера размером 27 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.

Паччима Вихарая. Построена в I веке до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.

Девана Алут Вихарая. Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Когда и кем построена неизвестно. В пещере 11 статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на стене, храм отремонтирован в 1915 году.

Алувихара

Храм Алувихара (Aluvihara) расположен в горах в 8 км. севернее Матале (34 км. к северу от Канди) и включает в себя 13 пещер, из которых только неколько действуют в наши дни. Крутой подъем ведет на вершину горы, откуда открывается захватывающая панорама. Первое упоминание о храме относится к III веку до н.э. когда на Шри-Ланке был представлен буддизм. С течением времени известность храма росла и во время правления короля Валагамбаху I (77 - 89 гг. до н.э.) здесь находился монастырь. Надписи на стенах пещер сообщают об их предназначении. Самая большая пещера с правой стороны, где совершались каждодневные ритуалы, имеет очень важное значение. Легенда гласит, что пещера, в которой царит кромешная тьма, когда-то освещалась богами, отсюда и название Алока Вихара. Во время правления короля Деванампиятиссы, буддийский монах изучал манускрипты в пещере, когда Лорд Шакра озарил пещеру своим появлением. Жители окрестных деревень до сих пор считают, что бог Шакра обитает в пещере и ее окрестностях.

Самое важное событие, произошедшее в храме и принесшее ему известность, - запись буддийского канона Трипитака на сингальском языке. Веками учение Будды передавалось устно от учителя к ученику. Доктрину Будды невозможно объяснить простыми словами. Сам Будда часто обращался к сравнению, поэтому учение дошло до нас в виде 550 притч и парабол. В I веке до н.э. в период смуты, когда король Валагамбаху был изгнан из Анурадхапуры тамильскими завоевателями, 700 монахов, знавших буддийские тексты наизусь, укрылись в Индии. Только 60 монахов не покинули остров, считая своим долгом сохранить священные тексты. Через 12 лет после окончания войны, было принято решение записать учение Будды на сингальском языке, для чего и был избран храм Алувихара, безопасное, скрытое от посторонних глаз место. Запись текстов на лисьях пальмы талипот задача не из легких и заняла 3 года. Наконец в полнолуние Посон Трипитака была закончена. В 411 году буддийский монах по имени Буддагоша прибыл из Индии на Шри-Ланку, чтобы перевести тексты на язык Пали (священный язык Будды). И по сей день пещера, где он останавливался, чтобы просмотреть канон, называется пещера Буддагоши. Статуя монаха, читающего Трипитаку, а также другие статуи и иконы хранятся в пещере.

На протяжении многих последующих веков монахи не раз находили убежище в Алувихаре во времена интервенций. В 1848 году библиотека и большая часть храма были разрушены англичанами во время преследования лидера повстанцев, укрывшегося в храме. С тех пор монахи храма, с присущим им усердием, переписывают манускрипты.

Сад специй

Еще со времен средневековья Шри-Ланка славилась многообразием своих ароматных специй. Купцы из разных стран, особенно из европы, совершали длительные плавания на Шри-Ланку именно за ними. Во мночисленных местах острова с благоприятным для выращивания специй климатом, были открыты сады специй. Таких садов особенно много в районе от Дамбуллы до Матале.

В саду специй вам покажут, как растут все специи, а так же продукты, изготовленные из них, которые можно приобрести для себя, своих друзей и знакомых. Кроме этого вы увидите сандаловое дерево, алоэ вера, а так же масла из них, используемые в народной медицине Шри Ланки - аюрведе. Не забудьте порадовать своих друзей вкусами и ароматами Шри Ланки!
Аукана Будда

Аукана (Avukana) находится в 51 км. к югу от Анурадхапуры. Среди многочисленных статуй Будды, найденных на Шри-Ланке, Аукана Будда - одна из лучших скульптур в Южной Азии. 13 метровая статуя, высеченная из целого камня, датируется V веком нашей эры и приписывается королю Датусене (459-477 гг). Несмотря на колоссальные размеры, пропорции статуи до того совершенны, что капли дождя, падающие с носа, приземляются с точностью до миллиметра посередине между ступнями ног. В данном случае тип лица Будды довольно необычен для Шри Ланки. Выразительно очерченные припухшие губы, прямой и довольно широкий нос, с контурной линией сливающейся с покатостью лба, линии надбровных дуг круто изгибаются над глазницами с тяжелыми закрытыми веками. Лицо лишено эмоций и напоминает застывшую маску. Левая рука Будды прижата к плечу, правая поднята, но выше обычного и при этом повернута не ладонью, а наполовину ребром к зрителю, что больше напоминает современное приветствие. Со временем статуя Будды в Аукане стала своеобразной моделью для более поздних мастеров, занимающихся созданием скульптур стоящего Будды.

Канди

Город Канди расположен в 115 км. к северо-востоку от Коломбо. По экономическому положению Канди, с населением около 100 тыс. человек, занимает второе место в республике после Коломбо. Расположенный в горном массиве на высоте 488 м над уровнем моря, город очень живописен. Своеобразным его ожерельем является река Махевели Ганга с тенистыми берегами. Канди в переводе означает "гора", а местное название города Маха Нувара - Великий город.

В центре города искусственное озеро, творение последнего короля Канди. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а сам город занимает северный и западный районы. Шри Викрема Раджасинхе завершил строительство озера в 1807 г. В ценре на маленьком острове король построил Королевский Летний Дворец, где содержал свой гарем. Среди кандийцев XIX века проект строительства озера был не популярен, так как не приносил практической пользы, хотя никто не отрицал эстетической красоты озера. Англичанам озеро пришлось по вкусу и стало любимым местом для пргулок и катания на лодках; позднее озеро обнесли парапетом.

На берегу озера находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 311 г, когда Зуб появился на острове в волосах принцессы Хемамалы, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г Зуб прибыл в Канди, король Виламаладармасурия I (1592-1603 ГГ) построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Позднее король Нарендрасинха построил новый, двухэтажный храм, который сейчас является Внутренним храмом. Резьба по дереву, расписанные потолки, двери,отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм. Так как храм находился на территории королевского дворца, доступ в него имели только король и главные священослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты и можно издалека обозревать святыню. После захвата Канди англичане перенесли столицу в Коломбо, а священная реликвия осталась в храме Канди. Перенос святыни вызвал бы недовольство и гнев буддийского большинства. В то жевремя храм стал доступен для простолюдин. С реликвией связана одна из самых красночных процессий на Востоке- Эсала Перехера. Каждый год перед полнолунием августа святыня выносится на всеобщее обозрение. В шествии, проходящем по улицам города, учавствуют десятки танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.

В начале XIX века Шри Викрема Раджасинхе пристроил восьмиугольное сооружение, с трибуны которого обращался к своим подданным во времена важных событий. Сейчас здесь размещается библиотека храма, где хранятся уникальные манускрипты на пальмовых листьях ола. В храме много и других сокровищ: миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда...
Храм Зуба Будды является частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Корлевский Дворец, Дворец королевы, Холл для Аудиенций. Открытый зал с деревянными колоннами был заложен в 1784 г, но строительство завершено лишь в 1815 г, после захвата Канди англичанами. Залом пользовались даже когда деревянные резные колонны из тика не были установлены. Сегодня холл, где иногда проходят заседания Верховного Суда, в отличном состоянии. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца, частные комнаты исчезли. Теперь во дворце располагается археологический музей.Во Дворце Королевы Национальный Музей. Здесь хранится хорошая коллекция королевских регалий (знаков королевского отличия, использующих при конорации), ювелирные украшения, домашняя утварь... Восточне храма на границе с озером расположена купальня королевы Улпе Ге, переоборудованная в библиотеку англичанами. В данный момент в здании расположен полицейский участок.
Рядом с главным храмом страны три индуистских храма, посвященные богам Ната, Паттини и Вишну. Паттини Девала - маленькая очень простая часовня, в честь богини целомудрия и здоровья, очень популярная среди буддистов. Тут же рядом Наиа Девала - самое старое строение в Канди и относится к VIII-IX вв. Этот храм, возможно, является центром поклонения богу Ната в XIII-XIV вв. секты Махаяна. Храм южно-индийской архитектуры включает в себя только портик и святое место на возвышенной платформе. Считается, что бог Ната будущий Будда. Маха Вишну Девала - самая важная из всех часовен (за котолическим сбором). Вишну (Упульван) почитается буддистами, как покровитель Шри Ланки. У часовни двойная крыша, фонарь и красочное крыльцо входа. Во время Кандийской Перехеры слоны, учавствующие в шествии, приостанавливаются около храма и отдают честь богу Вишну, который является так же покровителей слонов. Всего в квартале отсюда находится Катарагама Девала, один из самых популярных индуистских храмов города посвящен богу войны Сканде.

Собор Святого Павла южнее храма Зубу Будды построен в 1846 г. В соборе 120 летний трубчатый орган и регулярные служьы проходят на английском и сингальском языках. Традиционная кандийская барабанная музыка, подношения цветов и риса являются неотъемлемой частью службы. Так называемый Королевский павильон у подножия гор, севернее собора, построен английским губернатором в 1834 г и является официальной резиденцией президента Шри Ланки в Канди.
Канди- религизная столица и центр буддизма страны, поэтому здесь расположены два главных монастыря. Монастырь Асгирия построен в XVII веке. Крепкие двери и резьба по дереву, старинные манускрипты, королевское кресло XVIII века отделанное слоновой костью, а также большое количество изделий из золота и слоновой кости среди сокровищ монастыря.
Монастырь Малватте - построен в XVI веке. В давние времена ностоятель монастыря считался главой Ордена Монахов. Первое историческое упоминание о монастыре относится к 1597 г, когда король Вимала Дарма Сурия I решил восстановить обряд посвящения в орден монахов по всем правилам, пригласив для этого монахов из Бирмы. С тех пор сам монастырь посвящает в монахи. Главный хол монастыря построен в 1753 г в кандийском стиле с высокими колоннами, раными балками и расписным потолком. В монастыре хранятся манускрипты, старинная мебель и кандийские сундуки.
В районе Канди на расстоянии 15-20 минут езды находятся несколько буддийских храмов XIV-XVII веков, знаменитых фресками и резьбой по дереву. Канди это так же центр народных промыслов, который славится своими умельцами. Мастера плетения из соломки и бамбука из Думбары, серебрянных дел мастера из Наттарапоты, умельцы резьбы по дерву их Эмбекке продолжают традиции мастеров прошлого, изготавливая великолепные изделия, один из лучших в Шри Ланке.

Королевский ботанический сад

Королевский Ботанический Сад (Royal Botanical Garden) в Перадении один из лучших в Азии. Созданный в 1821 г, сад расположен в 12 км от Канди, в излучине реки Махавели - самой крупной реки Шри-Ланки. Лучшие садоводы Шри-Ланки разбили огромную холмистую территорию на парковые зоны, отражающие разные типы тропической флоры. Контраст цветовой гаммы декоративных и цветущих деревьев, большинство которых цветет в засушливое время года, очаровывает посетителей. Одна из удивительных зон - коллекция комнатных растений (750 видов), достоинством которых являются уникальные формы листьев и многообразие расцветок. Но главный аттракцион сада - декоративные орхидеи (около 100 видов). Сад славится коллекцией из 175 видов пальм а ведь эти деревья не только украшают ландшафт, но и снабжают человека всем необходимым: едой, одеждой, укрытием, топливом... Кроме декоративных и полезных растений в саду есть аллея мемориальных деревьев, посаженных главами государств и выдающимися людьми, посетившими страну. Первое мемориальное дерево было посажено королем Эдуардом Седьмым - дерево-Бо. Второе, цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланка, посадил русский царь Николай II в 1891 году. Есть дерево посаженное космонавтом Юрием Гагариным. В саду растет множество деревьев со странными плодами и необыкновенными цветами, вызывающих повышенный интерес туристов. Неотъемлемой частью сада являются летучие лисицы, гроздьями свисающие с деревьев и стаи вездесущих обезьян.

Слоновый питомник

Слоны занимают важное место в жизни Шри-Ланка, поэтому в г. Пиннавела был создан государственный слоновий питомник, открывшийся в 1975 году. Сюда поступают молодые особи, оставшиеся без родителей или пострадавшие от браконьеров. В питомнике слонята получают небольшое образование, после чего некоторые слоны поступают в зоопарки различных стран мира. Другие используются на тяжелых работах на Шри-Ланка. Подросшие слоны могут производить потомство, что и является главной целью питомника. Сейчас здесь насчитывается более 40 слонов, самым младшим из которых около 4 месяцев. Лучшее время для посещения питомника это время кормления и купания.   Здесь туристам предоставляется уникальная возможность с близкого расстояния понаблюдать за этими животными и, если повезет, увидеть, как самых маленьких слонят кормят из бутылки с молоком. Заповедник находится в 40 км от Канди немного в сторону от главной дороги Коломбо-Канди (1 час езды).




Яндекс.Метрика
vkontakteodnokl